Институт экономических исследований ДВО РАН

Суслов Д.В. - Тенденции экономического развития стран СВА в условиях кризиса

Глобальный экономический кризис  привел к резкому замедлению общемировых темпов роста, а в 2009 г. мировая экономика и вовсе подверглась сокращению. Последствия начавшегося в США кризиса начали проявляться в странах Северо-восточной Азии (СВА)  в 4 квартале 2008 г. Так, средний прирост ВВП развивающихся стран СВА, к которым традиционно относят Китай, САР Гонконг, Тайвань, Монголию и Республику Корею, снизился с 10,4% в 2007 г. до 6,6% в 2008 г. В самой развитой стране региона Японии  прирост ВВП в 2,3% в 2007 г. обернулся спадом на 1,2% уже по итогам 2008 г.   В 2009 г. положительную динамику ВВП среди стран СВА сохранили лишь Китай, Корея, а Японии вместе с другими странами пришлось столкнуться со снижением ВВП.  

В наибольшей степени пострадали те экономики региона, темпы прироста которых находятся в значительной зависимости от внешней торговли, так как основным фактором их падения стало сокращение экспорта промышленной продукции, ключевыми потребителями которой являются развитые страны.  Кризис отразился как на объемах экспорта, так и внутреннего спроса всех стран региона, экономической основой которого являются хозяйственные системы т.н. большой тройки СВА - Японии, Китая и Кореи.  Влияние глобального кризиса на тенденции их экономического развития рассмотрим более подробно.

Японию поразил не только и не столько глобальный финансовый кризис, сколько последовавший за ним глобальный экономический кризис. Падение ВВП Японии по итогам 2009 г. на  5,2% стало одним из худших показателей среди развитых стран мира.

Спад в экономиках основных стран-импортеров японской продукции вызвал резкое сокращение спроса на главные статьи японского экспорта - автомобили, потребительские товары длительного пользования и инвестиционные товары,  и соответственно снижение их производства. Так, в 2008 г. 17,5% экспорта из Японии направлялось в США, 21% - в Китай, 28% - в страны Азии и 14% - в страны  Евросоюза.  Японский экспорт почти на 70% состоит из продукции машиностроения. На внешний рынок экспортировалось до 30% всей продукции японского машиностроения. Например, объём экспорта в январе 2009 г. был на 47% меньше, чем годом ранее.

Ревальвация иены стала дополнительным барьером для японского экспорта. Она началась в марте 2008 г., когда финансовые учреждения многих стран раскрутили спекуляции на разнице процентных ставок по иеновым активам (yen carry trade) сначала с долларом, а затем и с евро, пользуясь тем, что стоимость заимствования в Японии была близка к нулю. Курс иены к доллару поднялся со 106 иен за доллар в конце 2008 г. до 95 в июле-сентябре и 83-89 в ноябре 2009 г. Японские экспортёры начали перевод расчётов из долларов в иены, юани и другие валюты. За первое полугодие 2009 г. доля торгового оборота, обслуживаемого иеной, поднялась до 24,6% по импорту и до 40,2% по экспорту.

Потеря зарубежных рынков ввергла в глубокий спад японскую промышленность. Индекс промышленного производства начал свое падение в ноябре 2008 г. и снизился до 69,5% в феврале 2009 г. (2005 г. = 100). Ведущие электромашиностроительные  компании и предприятия пищевой промышленности закрывали свои производства. Автомобильные гиганты останавливали конвейеры, чтобы распродать запасы.

Резкое падение экспорта в 4 квартале 2008 г. явилось основным фактором снижение ВВП, а в уже в 1 квартале  2009 г. спад на 70% был обусловлен сокращением спроса на внутреннем рынке. Капиталовложения (четверть внутреннего спроса) в первом квартале 2009 г. были на 25% и во втором - на 22% ниже, чем год назад, а потребительские расходы (около 60% внутреннего спроса) - на 2,9% ниже.

Прирост ВВП во втором квартале 2009 г. убедили японские власти и экспертное сообщество в том, что восстановление начинается. Дно кризиса было пройдено благодаря оживлению внешнего спроса,  прежде всего, на китайском рынке. Так, при общем снижении экспортных поставок из Японии в 2009 г. на 4,4%, объемы экспорта в Китай выросли на 11%.

При этом возобновление роста инвестиционного спроса ещё не наблюдается. Объём продаж крупных компаний в конце третьего квартала 2009 г. был на 23% ниже, чем год назад, и уровень прибылей, от которого зависят капиталовложения, быт ниже на 42%. Крупные убытки понесли гиганты электротехнической,  электронной и автомобильной промышленности, которые  ожидают восстановления докризисного уровня прибылей только в 2011 г.

Социальные последствия промышленного спада начали проявляться в первом полугодии 2009 г. Хотя уровень безработицы скромен по международным стандартам, но очень высок по японским меркам: 5,5% в июле и 5,3% в сентябре 2009 г. Главным образом потеряли работу временные работники и нанятые на неполный рабочий день. Это около трети всех работающих по найму и две трети уволенных. Массовым увольнениям компании предпочитают сокращение зарплат и премиальных выплат. Средний уровень заработной платы медленно, но неуклонно снижался, начиная с лета 2007 г.  и в конце второго квартала 2009 г. был на 6,2% ниже, чем годом ранее.

Падение уровня оптовых цен было не только следствием низкого спроса, но и результатом ревальвации иены, в силу которой цены на импортные товары на внутреннем рынке страны упали на 33%. За ценами оптового рынка следуют розничные цены, которые, в свою очередь, испытывают еще и давление падающего потребительского спроса.  В конце первого полугодия 2009 г. объём потребительских расходов населения был на 3,3% ниже, чем годом ранее. Розничные цены в сентябре 2009 г. (за исключением цен на свежие продукты) были на 2,4% ниже, чем в сентябре 2008 г. Т.е. японская экономика опять столкнулась с дефляционным давлением, которое страна переживала в 1998-2002 тт.

Положение банков в Японии устойчивее, чем в США и странах Евросоюза. На внутреннем рынке не наблюдается сильного кредитного сжатия, но крупнейшие банки резко сократили кредитование иностранных финансовых учреждений. Банковский сектор избежал серьезных проблем, так как ещё в 1997-2002 гг. правительство Японии провело расчистку балансов банков от «плохих долгов», ввело жёсткие правила классификации активов по степени риска и поставило этот сектор под плотный надзор мегарегулятора финансовых рынков - Агентства финансовых услуг, непосредственно подчиненного премьер-министру.

Но в условиях мирового кризиса проблема плохих долгов появилась снова.  С одной стороны, три крупнейших банковских холдинга Японии  впервые столкнулись с невозвратом кредитов от своих заёмщиков из США и Европы. У региональных и местных банков выросли плохие долги средних и мелких предприятий. После десятилетней паузы ожил рынок продажи «плохих долгов» и впервые в экономической истории Японии появились массовые неплатежи по ипотечным кредитам. Такие кредиты составляют почти четверть от всех выданных в стране кредитов.

Восстановление экономической конъюнктуры в Японии  началось не только благодаря оживлению экспорта, но также и мерам, принятым правительством для расширения спроса на внутреннем рынке. Правительство приняло, один за другим, пакеты бюджетных и фискальных стимулов для поддержания внутреннего спроса, увеличивая при этом государственный долг. Эти пакеты были проведены через парламент как дополнительные бюджеты 2008 и 2009 гг. либо включены в основной бюджет на 2009-10 финансовый год.

В первых двух пакетах львиная доля средств пошла на помощь малым и средним предприятиям в виде гарантий по банковским кредитам. Это очень важная социальная мера, так как на данной категории предприятий работает 70% занятых по найму.

Во второй пакет наряду с другими мерами была включена программа денежных вознаграждений - раздача живых денег населению на общую сумму в 2 трлн. иен (200 млрд. долл.) по 12000 иен. Японцы моложе 18 и старше 65 лет получили ещё по 8000 иен. Эта программа стоила 0,15% ВВП и была реализована весной 2009 г.

В третий пакет были включены разнообразные меры для поддержки внутреннего рынка.

В четвертый пакет были включены бюджетные расходы на инфраструктурное строительство (шоссе, мосты и путепроводы, школьные здания и пр.). В 2009 фин. году объем контрактов на общественные работы был увеличен на 20% для немедленного создания рабочих мест и спроса на товары и услуги.

Кроме пакетов бюджетных расходов были приняты и другие меры. Чтобы увеличить приток ликвидности на рынок ценных бумаг, были освобождены от налога дивиденды, переводимые в Японию зарубежными филиалами компаний. В октябре 2008 г. правительство облегчило корпорациям процедуру выкупа собственных акций на рынке. Налоги на реализованную курсовую прибыль и дивиденды были уменьшены наполовину.

Банк Японии поддерживал финансовый сектор нелимитированной покупкой акций, корпоративных облигаций и даже векселей из банковских портфелей. Кроме того, Банк принимал эти ценные бумаги в залог под свои кредиты сроком на три месяца по льготной ставке в 0,1% - такой же, как базовая ставка «овернайт» на межбанковском рынке.

Итоги второй половины 2009 г. показывают, что восстановление экономики Японии пошло не хуже, а, пожалуй, даже лучше, чем в США и странах Евросоюза. Например, прирост реального ВВП Японии в годовом исчислении за второй квартал 2009 г. составил 6%, в третьем практически не изменился (-0,6%), а в четвертом - прирост 3,8%. Ожидается, что в 2010-11 гг. прирост ВВП будет на уровне 1,5% в год.

В наименьшей степени кризис затронул Китай, темпы прироста экономики которого замедлились, но находятся в области высоких значений. Прирост ВВП Китая сократился с 13% в 2007 г. до 9% в 2008 г. В 2009 г. Китай смог сохранить динамику развития, и темпы прироста ВВП оказались примерно на том же уровне, что и годом ранее (8,6%). Меньшей восприимчивости экономики Китая к глобальному кризису способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, финансовая система Китая в значительной степени защищена от внешних воздействий, китайские банки практически не принимали участия в высокорискованных операциях с американскими и европейскими банками и имели очень высокий запас прочности.

Во-вторых, уже в середине 2000-х гг. внутренний спрос стал основным локомотивом развития китайской экономики, что и показал 2009 г. Этот процесс определялся ростом ВВП Китая, доходов населения и высоким уровнем инвестиций. При этом своевременное принятие антикризисного  пакета мер уже в 2009 г. способствовало поступательному расширению внутреннего спроса, что и обеспечило положительные темпы прироста  экономики в целом.

В-третьих, основу экспорта Китая составляют промышленные товары потребительского назначения, которые можно было реализовать на внутреннем рынке. Кроме этого была укреплена банковская система и тем самым обеспечено бесперебойное финансирование развития экономики, простимулирован внутренний спрос (как потребительский, так и производственный), что способствовало реализации значительной части экспортной продукции внутри Китая.

Таким образом, с одной стороны, правительство предприняло шаги по стимулированию спроса, а с другой стороны, экономика Китая оказалась способной ответить на этот спрос, что и обеспечивает высокие темпы прироста экономики даже в кризисный период благодаря реализации широкомасштабных мер денежного и бюджетного стимулирования.  Их безотлагательная реализация способствовала преодолению негативных тенденций в экономике, которые были вызваны мировой рецессией. После второго квартала 2009 г. прирост китайского ВВП составлял 8,7%, что все же меньше, чем в 2003-2007 гг. и в соответствующем периоде 2008 г. (9,6%).

Восстановление экономики стало возможным благодаря росту внутреннего спроса, обеспеченного реализацией пакета стимулирующих мер, в основном на инфраструктурные объекты. Рост инвестиций компенсировал существенное сокращение экспорта. Если посмотреть на структуру темпа прироста ВВП Китая (который составил 8,7% в 2009 г.), то 92% (8 п.п.) его приходилось на прирост инвестиций, доля которых в ВВП в 2009 г. составила 46%. 

По итогам 2009 г. темп прироста промышленного производства, на которое приходится 60% ВВП, составил 9,5%. В первичном и третичном секторах прирост был меньше - 4,2% и 8,9% соответственно.

Инвестиции в основные фонды увеличились в 2009 г. более чем на 30% по сравнению с 26% в 2008 г. В соответствии с приоритетами пакета стимулирующих мер, инвестиции в первичный сектор возросли почти на половину, а в третичный сектор - на 33%. Инвестиции в промышленность увеличились на 27%, однако темп прироста жилищного строительства немного снизился и составил 17,2%.

Потребление, как личное, так и государственное, в отличие от инвестиций, не играло лидирующей роли в восстановлении экономики в 2009 г. Розничные продажи возросли на 16,2%. Меры правительства по стимулированию спроса на автомобили привели к тому, что было реализовано 13,6 млн. штук, что превратило Китай в крупнейший авторынок мира.  На рост потребления также положительно сказалось увеличение денежных доходов населения - на 9,8% в городах и на 8,5% в сельской местности.

Положительные темпы прироста экспорта были отмечены лишь в декабре 2009 г. В целом за 2009 г. экспорт товаров сократился на 16,1% (в долл. США), а импорт - на 11,2%, при этом профицит торгового баланса составил 111 млрд. долл.

Прямые иностранные инвестиции сокращались первые семь месяцев 2009 г., затем их рост возобновился. В целом за 2009 г. ПИИ сократились на 17% и составили 90 млрд. долл. Положительное сальдо внешней торговли и ПИИ, а также операции на биржах увеличили золотовалютные резервы КНР до 2,4 трлн долл. к концу 2009 г.

Ключевым элементом стимулирующих мер являлось предоставление кредитов государственными банками под инфраструктурные проекты. Объем выданных банковских кредитов увеличился до 9,6 трлн юаней (29% ВВП), что превышает более чем в два раза соответствующий показатель 2008 г. Около 25% кредитных ресурсов было направлено в строительство аэропортов, железных дорог, городской транспортной инфраструктуры и 15% - на строительство жилья. Большую же часть новых кредитов получили  государственные предприятия.

В 2009 г. инфляция значительно снизилась, вследствие снижения мировых цен на нефть и сырьевые товары, высокого урожая в Китае и перепроизводства в некоторых отраслях промышленности. Индекс потребительских цен на протяжении первых десяти месяцев 2009 г. сокращался, увеличившись лишь в ноябре и декабре, в связи с ростом цен на продукты питания и жилье.

Пакет бюджетных стимулирующих мер составляет 4 трлн. юаней (12,7% ВВП КНР за 2008 г.). Реализуется с ноября 2008 г. в течении 2 лет В данном пакете доля расходов на инфраструктурное строительство в марте 2009 г. снизилась с 45% до 38%, а по статьям социального развития (здравоохранение и образование) - увеличилась с 1% до 4%.

Принимая во внимание то обстоятельство, что Китай имеет низкий уровень госдолга (около 30% от ВВП), а также незначительный дефицит бюджета, увеличение долговых обязательств государства в связи с существенным увеличением бюджетных расходов является управляемым. Правительство выпустит облигации на покрытие 25% расходов на стимулирование экономики, а остальная часть расходов возлагается на государственные банки и местные власти. Около половины статей данного Пакета были профинансированы в конце 2008 г. и в 2009 г., остальная часть приходится на 2010 г. Общие бюджетные расходы возросли более чем на 21% в 2009 г., в то время как доходы - на 12%. Бюджетный дефицит стал равен 2,8% ВВП.

Показатели развития китайской экономики за 1 квартал 2010 г. показывают, что она снова набирает докризисные темпы роста. Прирост ВВП в годовом исчислении почти 12%. Так, в 1 квартале 2010 г. по сравнению с 2009 г.,  инвестиции в основные фонды увеличились на 25,6%, розничные продажи - на 17,9%, экспорт - на 31% Промышленный выпуск вырос на 19,6%, а объем вновь выданных кредитов составил 2,6 трлн юаней (30% от намеченных на этот год 7,5 трлн.). Прирост потребительских цен составил 2,2%.

В соответствии с прогнозами китайского руководства, в 2010 г. прирост инвестиций в основные фонды должен составить 25%, а после реализации Пакета стимулирующих мер прирост данного показателя в 2011 г. планируется в 18%.  Частное потребление должно в 2010 г. увеличиться на 12%, по сравнению с 9% в 2009 г., что будет связано с ростом доходов и увеличением доверия потребителей.

Двенадцатый пятилетний план развития КНР (2011-15 гг.), положения которого вступят в силу в марте 2011 г., содержит ряд установок, одной из которых является создание условий для существенного увеличения объемов личного потребления в национальной экономике, т.е. измениться должна структура источников экономического роста. Планируется, что увеличение государственных расходов на здравоохранение, образование и пенсионные пособия сгенерируют рост потребления.

Оживление же мировой торговли вызовет увеличение экспорта в 2010 г. на 13%, а в 2011 г. - на 13,5%. В соответствии с прогнозом АБР, прирост импорта составит 13,5% в 2010 г. и 15% в 2011 г., что будет вызвано ростом внутреннего спроса и увеличением мировых цен на нефть и сырьевые товары. Сальдо торгового баланса будет расти умереннее, чем внутреннее потребление.

В соответствии с прогнозом АБР, прирост ВВП в 2010 г. составит 9,6%, причем в первой половине года китайская экономика будет расти быстрее; а в 2011 г. - 9,1%. В дальнейшем, высокие темпы роста китайской экономики будут в основном генерироваться чистым экспортом и потреблением. Прирост потребительских цен составит 3,6% в 2010 г. и 3,2% в 2011 г.

Наиболее низкий со времени Азиатского кризиса 1997-98 гг. рост ВВП во второй половине 2008 г. продемонстрировала и Корея. Причина этого все та же - снижение экспортного спроса со стороны США и европейских стран, а также уровня внутреннего потребления. Прирост ВВП Кореи уже по итогам 2008 г. сократился до 2,5% (по сравнению с 5% в 2007 г.), а в 2009 г. был зафиксирован символический прирост в 0,2%.  Относительно крупные масштабы корейской экономики и высокий уровень дохода на душу населения обеспечивают достаточный, по сравнению с другими азиатскими странами, уровень внутреннего спроса. Однако, несмотря на это преимущество, экономика Кореи подверглась негативному влиянию внешних факторов, о чем свидетельствует ее высокая зависимость от изменений на внешних рынках.

В связи с этим, власти страны вынуждены использовать бюджетные рычаги для обеспечения макроэкономической стабильности. Для этого были принят антикризисный пакет мер бюджетного стимулирования объемом 35,6 трлн вон (4% ВВП). Он включает в себя 15,6 трлн вон бюджетных расходов и снижение налогов размером 20 трлн вон. Кроме того, увеличение государственных инвестиций в инфраструктурные проекты также  стимулировало совокупный спрос. Таким образом, корейский опыт также показывает, что роль государственных расходов в нейтрализации негативного влияния внешних факторов достаточно высока.

В результате этого в течение 2009 г. Корея продемонстрировала одни из наиболее быстрых темпов восстановления среди стран ОЭСР, вызванный увеличением бюджетных расходов и ростом экспорта. Корея в значительной степени восстановилась после одного из наиболее резких снижений объемов производства в мире в 4 квартале 2008 г., сопровождавшегося беспрецедентным падением экспорта.

В течение первых трех кварталов 2009 г. корейский экспорт, несмотря на снижение объемов мировой торговли, демонстрировал двузначные темпы прироста. Этому способствовало заметное снижение курса воны, который упал к марту 2009 г. на 35% по сравнению с уровнем 2008 г.

Дополнительные бюджетные расходы позволили увеличить инвестиции в строительство, в то время как трансферты домохозяйствам поддержали внутреннее потребление, несмотря на растущую безработицу. Снижение налогов также увеличили частное потребление в первой половине 2009 г. Увеличение производственных запасов внесло значительный позитивный вклад в экономический рост во второй половине года, компенсируя негативное влияние снижения их объема в первой половине 2009 г.  

Восстановление экономики также было достигнуто при помощи мер, направленных на борьбу с нестабильностью на финансовом рынке, вызвавшей значительный отток капитала, в свою очередь, ставший причиной падения стоимости активов и снижения валютного курса. Рекапитализация за счет государственных средств усилила банковскую систему. Правительство создало фонд размером 40 трлн вон (3,8% ВВП) для выкупа плохих кредитов и проблемных активов компаний, находящихся в процессе реструктуризации. Снижение процентной ставки с 5,5% в августе 2008 г. до 2% в феврале 2009 г. сопровождалось значительным расширением объема предоставления ликвидных средств.

Хотя эффект от использования бюджетных стимулов в 2010 г. будет снижаться, ожидается, что дальнейшему приросту ВВП на 4-5% как в 2010 г., так и в 2011 г. поможет рост объемов экспорта, сопровождающийся восстановлением внутреннего спроса и заметным снижением безработицы.

По мере стабилизации экономики рост государственных расходов, скорее всего, замедлится  в соответствии со среднесрочным бюджетным планом, так как необходимо вернуть бюджет в сбалансированное состояние. Прекратится и использование других экстренных мер, таких как расширение поддержки малых и средних предприятий. Для поддержания стабильного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимы структурные реформы, направленные на повышение производительности труда, особенно в секторе услуг.

Таким образом, хотя кризисные явления, происходящие в мировой экономике (прежде всего в США и ЕС), затронули страны большой тройки СВА, негативные последствия для каждой из них заметно различались по своей глубине. Так, если резкое снижение внешнего спроса на японскую и корейскую продукцию и последовавший за ним спад промышленного производства стали причинами отрицательной динамики ключевых макроэкономических показателей этих стран в первой половине 2009 г.,  то наличие в Китае значительного потенциала роста внутреннего спроса, который  был вскрыт  реализацией пакета антикризисных мер,  позволило сохранить положительные темпы развития. В результате Китай «отделался» лишь некоторым снижением положительного сальдо торгового баланса и замедлением темпов прироста ВВП. Учитывая то, что снижение темпов прироста ВВП страны до 8% в год в целях борьбы с перегревом экономики являлось одной из целей экономической политики китайского руководства уже на протяжении нескольких лет, а также объемы нового инфраструктурного строительства в целях поддержания отечественного производства, можно сделать вывод о том, что мировой кризис позволил Китаю заложить новую основу для дальнейшего стабильного развития не только собственной экономики, но экономик стран - основных экономических партнеров Китая в восточноазиатском регионе.

ИЭИ ДВО РАН

 находится по адресу:

 680042, г. Хабаровск,

 ул. Тихоокеанская, 153.

 Телефон приемной: +7 (4212) 725-225;

 факс: (4212) 225-916.

 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

10

Баннер

Баннер